Как писать сочинение на свободную тему. Часть третья: Возом в Бар.
3 августа, 2015
Воз — так по-сербски называется поезд. Бар — так называется город на юге Черногории. Я решил поэкспериментировать, сэкономить немного денег и добраться из Сербии до Черногории поездом Белград -Бар.
Поезд идёт 12 часов. Есть дневной и ночной варианты, я, естественно, предпочёл последний, дабы не терять времени зря и потратить максимум от этих двенадцати часов на сон.
Но со сном получилось неважно. И на то было несколько причин.
Первая из них — особенности местных поездов. Во-первых, здесь курят в вагонах. То есть до такой степени курят, что иногда спрашивают разрешениея покурить прямо в купе. А если его не получают, то курение в коридоре в окно — абсолютная норма. Курят почти все, так что запах стоит соответствующий.
Кстати, немного о купе. Они делятся на два класса: первый и второй. Я ехал во втором. Удовольствие первого класса стоит не очень дорого, так что дело не в цене, а просто не было билетов. Поэтому купил второй класс за 3.400 с копейками сербских динаров (ударение на первый слог!), которые в два раза дешевле рубля. Второй класс представляет собойтри пары коек: нижний ряд, средний ряд, верхний ряд. Чтобы добраться до вернего, требуется лестница. Она прикреплена у окна.
Туалеты не закрываются даже на станциях. Санитарных зон я не наблюдал. Вкупе с курением — запах в вагоне соответствующий.
Ещё есть две таможни. Сейчас, к сожалению, именно две — сербская и черногорская. Сербская пораньше, а черногорская пришла совсем под утро. Разбудила ни в чём неповинного дедушку, ехавшего на верхней полке напротив меня, потребовала показать сумку, где дед вёз внуку игрушки. Дедушку было немного жалко. Разбудили эти манипулции, естественно, и меня, искавшего, наконец, покой во сне.
Покоя я так и не нашёл. Минусы кончились. Пришёл рассвет. Рассвет над Черногорией, сумасшедшими, прекрасными горами, маленькими сёлами в долинах, горными реками. Над бесконечными тоннелями, которые пытались прятать рассвет. Но он всё равно вставал над ними, сногсшибательный и неумолимый, и поезд опять врывался из тоннеля в утро и нёсся над обрывом, словно по лезвию.
А потом было море в окне. Синее, как слёзы.
В Черногории.
Но обратно в Белград — самолётом.